Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов
для проведения практических занятий в ДОУ
В образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда постепенно пополняется в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования.
Система помещений детского сада соответствует санитарно-гигиеническим требованиям для обеспечения работоспособности, правильного физического и умственного развития воспитанников.
Помещения оснащены оборудованием для ведения образовательного процесса в ДОУ (развивающие игры и пособия, игрушки, познавательная литература и т.д.).
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию игровой деятельности детей, эффективную безопасную организацию совместной (в том числе педагогов и детей) и самостоятельной деятельности детей.
Для организации образовательного процесса в ДОУ оборудованы:
- Групповые помещения;
- Спальные помещения;
- Раздевальные комнаты;
- Физкультурный зал (приспособленное помещение);
- Методический кабинет (кабинет заведующего).
Помещения |
Функциональное назначение |
Оборудование |
Групповые помещения |
- организация и проведение режимных моментов; - совместная со взрослым и самостоятельная деятельность детей; - организация непрерывной образовательной деятельности в соответствии с Программой; - организация и проведение индивидуальных занятий; - организация и проведение праздников, досугов, развлечений; - организация и проведение родительских собраний и прочих мероприятий для родителей. |
- детская мебель для практической деятельности; - оборудование и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастной группой детей; - центры активности детей (экологический, конструирования, театральный, математики, сенсорный, речевой и т.д.); - музыкальный центр; - детские костюмы; - разнообразные музыкальные инструменты для детей; - различные виды театров; - ширма для кукольного театра. |
Спальные помещения |
- организация дневного сна детей; - организация и проведение гимнастики после сна и закаливающих процедур в соответствии с сезоном. |
- спальная мебель; - оборудование для проведения закаливающих процедур и гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики, резиновые мячи и т.д. |
Раздевальные комнаты |
- утренний прием детей; - переодевание и переобувание детей; - организация и проведение информационной и просветительской работы с родителями. |
- информационный уголок; - выставка детского творчества; - наглядно-информационный материал для родителей. |
Физкультурный зал (приспособленное помещение) |
- организация и проведение непрерывной образовательной деятельности «Физическая культура»; - организация и проведение индивидуальных занятий; - организация и проведение праздников, досугов, соревнований; - организация и проведение родительских собраний и прочих мероприятий для родителей. |
- оборудование для проведения физкультурных занятий и гимнастики: обручи, скакалки, гимнастические палки, канат, кольца с лентами, мягкие модули, дуги, массажные коврики, резиновые мячи и т.д.; - музыкальный центр; - атрибуты и аналоги спортивного оборудования. |
Методический кабинет (кабинет заведующего) |
- индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом родителями; - повышение профессионального уровня педагогов; - организация консультаций, семинаров, педагогических советов; - просветительская разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей; - выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития; - осуществление доступа к учебным, методическим и информационно-коммуникативным сетям и базам данных. |
- нормативно-правовая документация; - документация по содержанию работы МКДОУ; - библиотека методической литературы; - музыкальный центр; - компьютер; - ноутбук |
На территории детского сада расположены прогулочные участки по количеству групп, оснащенные теневыми навесами, песочницами с крышками, малыми архитектурными формами, скамейками. Имеется спортивная площадка с необходимым спортивным оборудованием и инвентарем. На территории ДОУ разбиты декоративные цветники.
Участок |
Функциональное назначение |
Оборудование |
Игровые прогулочные площадки |
- организация и проведение прогулок на улице (наблюдения, труд, игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей) |
- игровое функциональное оборудование (скамьи, песочницы, малые архитектурные формы). |
Спортивная площадка |
- организация и проведение занятий «Физическая культура»; - организация и проведение утренней гимнастики в теплый период года; - организация спортивных игр и упражнений; - организация подвижных игр. |
- спортивное оборудование для развития физических качеств детей; - оборудование для организации спортивных игр и упражнений. |
Цветники |
- организация и проведение наблюдений; - организация трудовой деятельности. |
- посадка и выращивание цветов; - цветочные клумбы. |
Объекты для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий отсутствуют
Библиотека
Сведения о наличии библиотек ДОУ
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено. Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете (кабинет заведующего). Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
- книги для воспитателя (методическая и справочная литература);
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы», сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Методическая литература размещена по разделам:
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Продуктивная деятельность
- Конструирование
- Дошкольная педагогика
- Экологическое воспитание
- Справочная литература (энциклопедии, справочники).
Ведется систематический каталог статей периодических изданий профессиональной направленности:
- «Дошкольное воспитание»;
- «Справочник руководителя дошкольного учреждения»;
- «Воспитатель ДОУ».
В библиотеку детской художественной литературы входят:
- произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»;
- познавательная литература;
- литература для чтения «Читаем сами»;
- детские энциклопедии;
- сборники сказок, малых фольклорных форм, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Детская художественная литература находится в «Книжном центре» разновозрастной группы.
Спортивные объекты
Сведения о наличии объектов спорта в ДОУ
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.
Для занятий физкультурой в ДОУ используется физкультурный зал (приспособленное помещение). В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. В состав физкультурного оборудования входят: скамейки, обручи пластмассовые, мячи резиновые, стойки для прыжков в высоту, спортивные уголки, гимнастические палки, спортивные снаряды, индивидуальные коврики, мягкие блоки и т.д.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции физкультурного оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
В игровой комнате групповой ячейки, а так же на прогулочном участке имеется центр физического развития, в котором используется инвентарь для спортивных игр, корригирующих занятий, спортивных развлечений, валеологического развития воспитанников.
Средства обучения и воспитания
Наличие средств обучения и воспитания в ДОУ
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели)
- спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники);
- проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания ДОУ Нагорновского детского сада не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
Условия питания обучающихся ДОУ
МКДОУ Нагорновский детский сад обеспечивает рациональное и сбалансированное питание детей в соответствии с примерным цикличным меню, разработанным по установленной форме для возрастной категории детей с 3 до 7 лет.
Организация питания детей (получение, хранение и учёт продуктов питания, производство кулинарной продукции в пищеблоке, создание условий для приёма пищи детьми в группах и пр.) обеспечивается сотрудниками пищеблока и работниками Учреждения в соответствии со штатным расписанием и функциональными обязанностями.
Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключающим жарку блюд, а также использование продуктов с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
В целях профилактики гиповитаминозов в Учреждении круглогодично проводится искусственная C-витаминизация третьего блюда. Препараты витамина С вводят в третье блюдо (компот, кисель и т.п.) после его охлаждения непосредственно перед реализацией. Витаминизированные блюда не подогревают.
Для воспитанников Учреждения организовано 4-х разовое питание. При этом завтрак составляет 20-25% суточной калорийности, второй завтрак
– 5%, обед – 30-35%, полдник – 10-15%.
На основе цикличного меню ежедневно составляется меню-требование установленного образца на следующий день и утверждается заведующим Учреждения. Меню-требование является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке.
Меню-требование составляется вместе с указанием выхода блюд для детей соответствующего возраста. При этом учитываются:
- среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы;
- объем блюд для этих групп;
- нормы физиологических потребностей;
- нормы потерь при холодной и тепловой обработке продуктов;
- выход готовых блюд;
- нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд;
- данные о химическом составе блюд;
- требования санитарных правил.
В меню-требовании указывается количество детей, расход продуктов на каждое блюдо для одного ребенка и вес порции в готовом виде.
При наличии детей, больных аллергическими заболеваниями, составляется отдельное меню-требование.
Данные о детях, питающихся по гипоаллергенному меню, находятся на пищеблоке и в группах. Списки составляются на основании личных заявлений родителей воспитанников, имеющих аллергические заболевания (согласие на гипоаллергенное меню, отказ от 1-го вида продуктов) и справки врача.
На каждое блюдо имеются технологические карты.
При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания разрешается производить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной СанПиН таблицей замены продуктов по белкам и углеводам.
Подсчет энергетической ценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) проводят ежемесячно.
Для осуществления питьевого режима в Учреждении используется питьевая вода из под крана. Вода соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения".
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая меню на раздаче, в приемных групп, с указанием полного наименования блюд.
Выдача готовой пищи для групп осуществляется строго по графику, утвержденному заведующим Учреждения, после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией. Результаты контроля регистрируются в журнале "Бракераж готовой (кулинарной) продукции". При нарушении технологии приготовления пищи, а так же в случае не готовности, блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков.
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется
Специальные условия охраны здоровья
Условия охраны здоровья воспитанников ДОУ
В МКДОУ Нагорновский детский сад организована охрана здоровья воспитанников образовательного учреждения. Комплекс лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, проводимых в ДОУ, направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, снятие эмоционального напряжения, закаливания детей по отношению к различным неблагоприятным факторам внешней среды, повышение невосприимчивости к различным заболеваниям.
Основной задачей является организация и проведение лечебно-оздоровительных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на развитие здоровьесберегающих навыков и умений, воспитание потребности в здоровом образе жизни в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа осуществляется в следующих направлениях:
- кварцевание (ежедневно);
- «Оксолиновая мазь»;
- фитонцид терапия (ароматизация помещения чесноком, чесночные ожерелья);
- витаминизация третьих блюд;
- естественная витаминизация пищи путем введения свежих овощей и фруктов в рацион детского питания;
- измерение антропометрических данных;
- закаливающие мероприятия.
Также для охраны здоровья и жизни воспитанников в здании детского сада установлена пожарно-охранная сигнализация, которая обслуживается по договору с сертифицированной организацией. Кровля здания детского сада обработана несгораемым покрытием. Система пожарно-охранной сигнализации оборудована каналом передачи на пульт дежурного Единой диспетчерской службы района.
Охрана здания детского сада осуществляется сотрудниками детского сада. Территория детского сада ограждена деревянным забором с запирающимися воротами. В ночное время организовано дежурство - сторож.
Во всех помещениях детского сада установлены люминесцентные лампы дневного освещения. Осуществление режима «свежего воздуха» осуществляется естественной вентиляционной системой детского сада.
В рамках программы обеспечения безопасности жизнедеятельности учреждения проводится работа по противопожарной и антитеррористической безопасности воспитанников:
- беседы с детьми и родителями (законными представителями) по противопожарной и антитеррористической безопасности;
- ежемесячное техническое обслуживание специалистами системы пожарной сигнализации детского сада;
- тренировочные занятия по эвакуации воспитанников, которые проводятся по графику, утвержденному заведующим детского сада.
Доступ к информационным системам
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям ДОУ
В МКДОУ Нагорновский детский сад создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МКДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Локальная сеть состоит из кабельной сети и Wi-Fi. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг с оператором связи ОАО "Ростелеком".
Интернет используется для следующих целей:
- информационной поддержки и создания творческих работ педагогов и воспитанников МКДОУ с соблюдением санитарных требований;
- работы с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;
- поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;
- самообразования педагогов МКДОУ;
- участия в онлайн-коференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МКДОУ;
- просмотров познавательно-образовательных программ для воспитанников с соблюдением санитарных требований.
Электронные образовательные ресурсы
Информация об электронных образовательных ресурсах,
к которым обеспечивается доступ обучающихся ДОУ
В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимися.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
1. Maam.ru – социальная сеть дошкольного образования http://www.maam.ru/poleznaja-informacija/sait-dlja-ospitatelei.html
2. Всё для детского сада. Консультации для воспитателей:
3. Подшивка за все года - Журнал "Дошкольное образование"
dob.1september.ru
4. Журнал "Дошкольное воспитание"
http://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education
5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
6. Работа с родителями в детском саду (ДОУ)
http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm
7. Наглядное пособие для занятий в детском саду
www.detsadd.narod.ru/index_9.html
8. Социально-педагогический портал Дошкольники
doshcolniki.ru
9. Детский портал «Солнышко». Для детей, родителей, педагогов
10. Детский сайт «Ребзики» - волшебные раскраски, детские пазлы
rebzi.ru
11. Каталог детских сайтов
http://ladushki.info/catalog.htm
12. Детский развлекательно-развивающий сайт Кошки-Мышки
koshki-mishki.ru
13. Каталог детских сайтов | Детская медицина | Детские писатели
www.detskiy-mir.net/catalog/1/
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Специальные технические средства обучения
Средства отсутствуют
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ Нагорновского детского сада отсутствуют